Понедельник, 19.02.2018, 03:07
Приветствую Вас Гость
Еще в магазине
   

Статистика
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
 

 
Главная » 2016 » Сентябрь » 26 » Японские трехстишья
19:32
Японские трехстишья

ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШЬЯ

Японские трехстишья

Японское лирическое стихотворение хокку (хайку) отличается предельной краткостью и специфичной поэтикой. Люд любит и охотно делает недлинные песни - сжатые поэтические формулы, где нет ни 1-го излишнего слова. Из народной поэзии эти песни перебегают в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам. Так родились в Стране восходящего солнца национальные стихотворные формы: пятистишие - танка и трехстишие - хокку.

Танка (практически "маленькая песня") была сначало народной песней и уже в седьмом-восьмом веках, на заре японской истории, становится законодательницей литературной поэзии, оттеснив на задний план, а позже и совсем вытеснив так именуемые длинноватые стихи "нагаута" (выставленные в известной поэтической антологии восьмого века Манъёсю). Эпические и лирические песни различной длины сохранились исключительно в фольклоре. Хокку отделилось от танки много веков спустя, в эру расцвета городской культуры "третьего сословия". Исторически оно является первой строфой танки и получило от нее богатое наследие поэтических образов.

Старая танка и поболее юное хокку имеют многолетнюю историю, в какой периоды расцвета чередовались с периодами упадка. Не один раз эти формы находились на грани исчезновения, но выдержали испытание временем и продолжают жить и развиваться к тому же в наши деньки. Таковой пример долголетия не является единственным в собственном роде. Греческая эпиграмма не пропала даже после смерти эллинской культуры, а была принята на вооружение римскими поэтами и доныне сохранилась в мировой поэзии. Таджикско-персидский поэт Омар Хайям сделал примечательные четверостишия (рубай) еще в одиннадцатом - двенадцатом веках, да и в нашу эру народные певцы в Таджикистане слагают рубаи, вкладывая в их новые идеи и образы.

Разумеется, короткие стихотворные формы - насущная потребность поэзии. Такие стихи можно сочинить стремительно, под воздействием конкретного чувства. Можно афористически, сжато выразить в их свою идея так, чтоб она запоминалась и переходила из уст в уста. Их просто использовать для похвалы либо, напротив, язвительной издевки. Любопытно отметить попутно, что рвение к лаконизму, любовь к малым формам вообщем присущи японскому национальному искусству, хотя оно потрясающе умеет создавать и монументальные образы.

Потеснить танку и на время вырвать у нее первенство сумело только хокку, еще больше куцее и лаконичное стихотворение, зародившееся в среде обычных городских жителей, которым были чужды традиции старенькой поэзии. Конкретно хокку стало носителем нового идеологического содержания и идеальнее всего смогло откликнуться на запросы возрастающего "третьего сословия". Хокку - лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.

Японская поэзия является силлабической, ритмика ее базирована на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия - предмет большой заботы японских поэтов.

Японские трехстишья

Хокку обладает устойчивым метром. В каждом стихе определенное количество слогов: 5 в первом, семь во 2-м и 5 в 3-ем - всего семнадцать слогов. Это не исключает поэтической вольности, в особенности у таких смелых поэтов-новаторов, каким был Мацуо Басе (1644-1694). Он время от времени не числился с метром, стремясь добиться большей поэтической выразительности.

Размеры хокку так малы, что по сопоставлению с ним европейский сонет кажется монументальным. Оно вмещает внутри себя считанное количество слов, и все же емкость его относительно велика. Искусство писать хокку - это сначала умение сказать почти все в немногих словах. Краткость роднит хокку с народными пословицами. Некие трехстишия получили хождение в народной речи на правах пословиц, как, к примеру, стихотворение поэта Басе:

Японские трехстишья

Слово скажу -

Замерзают губки.

Осенний вихрь!

Как пословица оно значит, что "осторожность время от времени принуждает промолчать".

Но в большинстве случаев хокку резко отличается от пословицы по своим жанровым признакам. Это не поучительное изречение, маленькая сказка либо меткая острота, а поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Задачка поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не непременно отрисовывать картину во всех ее деталях.

Чехов писал в одном из собственных писем брату Александру: ". у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине броской звездочкой мерцало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром темная тень собаки либо волка. " Таковой метод изображения просит от читателя наибольшей активности, втягивает его в творческий процесс, дает толчок его мысли. Сборник хокку нельзя "пробегать очами", листая страничку за страничкой. Если читатель будет пассивным и недостаточно внимательным, он не примет импульса, посланного ему поэтом. Японская портика учитывает встречную работу мысли читателя. Так удар смычка и ответное дрожание струны вкупе рождают музыку.

Хокку миниатюрно по своим размерам, но это не преуменьшает того поэтического либо философского смысла, который может придать ему поэт, не ограничивает масштаб его мысли. Но дать многостороннее изображение и обширно, до конца развить свою идея в границах хокку поэт, естественно, не может. В каждом явлении он отыскивает только его кульминационный пункт. Некие поэты, и сначала Исса, поэзия которого более много отражала народное миропонимание, любовно изображали маленькое, слабенькое, утверждая за ним право на жизнь. Когда Исса заступается за светлячка, муху, лягушку, несложно осознать, что тем он встает на защиту малеханького, обездоленного человека, которого мог стереть с лица земли его государь - феодал.

Таким макаром, стихи поэта заполняются соц звучанием.

Хокку Часть 1 Посланный сначала Музыкальное сопровождение Японская этническая музыка.Вечность.

Категория: Интересное | Просмотров: 176 | Добавил: haka211216 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
 
Вход на сайт
 
 

Меню сайта
   

Поиск
 
 

Новинки магазина
   


Copyright MyCorp © 2018
uCoz